Суть технического регулирования
Согласно статье 1 Федерального закона РФ “О техническом регулировании”, техническое регулирование – это правовое регулирование отношений, возникающих при:
– Разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации
– Разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг
– Оценке соответствия
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на: государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты ценных бумаг.
Общие принципы технического регулирования
Общие принципы технического регулирования закреплены в статье 3 названного закона. К ним относятся принципы:
– Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг
– Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технической базы, а также уровню научно-технического развития
– Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей
– Единой системы и правил аккредитации
– Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия
– Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок
– Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации
– Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации
– Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию
– Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Техническое регулирование включает в себя все сектора, по которым государством формируется единая техническая политика, в том числе стандартизация, подтверждение соответствия, аккредитация, испытания, государственный контроль и надзор. Основная идея исходит из необходимости введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам установления и применения обязательных, и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам, и заключается в ведении в практику обязательных технических регламентов, установлении добровольного статуса национальных стандартов.
Международные принципы технического регулирования
Международные принципы заключаются в:
– Государство обеспечивает баланс интересов потребителей и производителей, ибо, защищая потребителей, оно одновременно защищает и производителей, стараясь не мешать последним (не создает обременительных для них условий, не контролирует постоянно и везде)
– За безопасность продукции отвечает производитель, но при этом обеспечивается к нему полное доверие
– Государство контролирует и регулирует только то, что в силах контролировать, отдавая рынку большую часть регулирующих функций
– Обеспечивается равноправное участие всех заинтересованных сторон в разработке, как технических регламентов, так и стандартов, то есть той документацией, что приводит техническое регулирование в жизнь
Основные требования “Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле”
Закон направлен на то, чтобы, с одной стороны, создать отечественным производителем комфортные условия для производства высококачественной продукции, а с другой стороны – способствовать выполнению основных требований “Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле”, которое:
– Вводит понятие “Технический регламент” – документ, требования которого обязательны к исполнению и применению
– Переводит стандарты в ранг добровольных документов, призванных помочь производителям выполнить требования технических регламентов
– Требует выполнения всех процедур уведомления о разработке документов, которые могут создавать технические барьеры в торговле
– Оговаривать участие в разработке технических регламентов и стандартов всех заинтересованных сторон
Технические регламенты в международной политике
Поскольку технический регламент – это или закон, или правительственное постановление (указ Президента РФ), федеральные органы исполнительной власти мешаются возможности устанавливать какие-либо обязательные требования, скажем, к продукции. Тем самым, кстати, выполняется и одна из основополагающих статей Конституции РФ, согласно которой установление обязательных требований – прерогатива законодательного органа.
Согласно международной практике, технические регламенты:
– Содержат только существующие требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации и утилизации, то есть требования, которые реально необходимы для обеспечения безопасности продукции, не являясь в тоже время избыточными
– Формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики изделий, давая производителю право самому выбрать ту или иную конструкцию, или элементы конструкции, чтобы он смог добиться выполнения требуемых эксплуатационных характеристик
– Устанавливают процедуры оценки соответствия
– Предоставляют производителю возможность выбора приемлемой для него процедуры доказательства соответствия продукции установленным требованиям
– Используют стандарты в качестве доказательной базы. Стандарты, в свою очередь, должны:
1. Создавать доказательную базу выполнения технических регламентов и процедур оценки соответствия продукции требованиям конкретных технических регламентов
2. Содержат опережающие требования по качеству и безопасности продукции
3. Внедрить результаты инноваций
4. Способствовать идентификации продукции и выявлению контракта
5. Помогать предприятиям внедрить системы менеджмента качества и управления окружающей средой на базе МС ИСО серий 900 и 14 000
Кроме того, несколько статей закона закрепляют следующие положения:
– Государственный контроль и надзор за продукцией, попадающей под действие обязательного подтверждения соответствия, осуществляется только на рынке
– Создается информационная межведомственная специализированная сеть и информационный центр, задача которых – подготовка и рассылка уведомлений о предстоящей разработке технических регламентов, а также стандартов, если последние могут создавать технические барьеры в международной торговле
– Предусматривается семилетний переходный период, в течение которого предстоит завершить все запланированные мероприятия и перейти к реализации системы технического регулирования,оговоренный данным законом
Технические регламенты в России
В настоящее время в России, в отличие от стран членов ЕС и США, сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, имеются стандарты, содержащие обязательные требования и тем самым представляющие собой технические регламенты. С другой – есть опыт продвижения российских стандартов в качестве международных. Следовательно, строить собственные технические регламенты следует на базе отечественных нормативных документов. Национальные стандарты, в свою очередь, должны основываться на международном опыте и одновременно продвигаться в качестве международных стандартов.
Некоторые специалисты считают, что разработка и принятие технических регламентов должны осуществляться только с целью обеспечения безопасности продукции для обеспечения безопасности людей, животных и окружающей среды. В целом, круг требований, включаемых в эти документы, намного шире.
Ущерб и риски технических регламентов
Закон установил, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом и соглашением по техническим барьером в торговле (ТБТ) всемирной торговой организации (ВТО) при установлении обязательных требований необходимо обеспечить прозрачность системы технического регулирования, разработку и применение технических регламентов на недискриминационной основе и обеспечение национального режима, другими словами, равных условий в отношении допуска продукции на рынок, независимо от места ее происхождения.
При принятии решения о разработке определенного технического регламента и при установлении в нем требований необходимо удостовериться о том, что эти требования адекватны уровню допустимого риска, другими словами, что затраты, которые несет изготовитель для выполнения этих требований, соответствует тому ущербу, который может быть нанесен вследствие их наблюдения.
Очень важно при учете случаев нанесения ущерба учитывать не только те из них, которые были вызваны несоблюдением требований технических регламентов, но и случаи нанесения ущерба при их несоблюдения.
Критерии разработки технических регламентов
Среди критериев формирования программы разработки технических регламентов, следует в первую очередь назвать правильное определение объектов технического регулирования и соответствие целям принятия технических регламентов.
Среди критериев разработки технических регламентов следует указать в первую очередь на категории регламентов, таких как:
– Продукцию, для которой имеются существенные торговые барьеры и которая играет существенную роль в торговых отношениях
– Продукцию, для которой существуют национальные стандарты на требования безопасности, гармонизированные с международными или европейскими стандартами
– Процессы производства, ориентированные на применение систем менеджмента качества или надлежащей производственной деятельности. Доказательной базой при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов станет перечень соответствующих национальных стандартов.
Больше статей по дисциплине “Метрология, стандартизация и сертификация” на нашем сайте.
Добавить комментарий